Моя педагогическая философия.
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…
Н.А. Некрасов. «Сеятелям», 1877 год.
Почти 200 лет словам, которые сказал великий русский поэт, обращаясь к «сеятелям знанья на ниву народную». Сменились поколения, не раз сменился общественный строй. Но эти слова всегда были актуальны и в Российской империи, и в Советском Союзе, и в постперестроечной неразберихе, остаются актуальными они и сейчас.
Во многом именно от учителя зависит, каким вырастет человек: будущий гражданин, родитель и созидатель… Будет ли он пассивным наблюдателем или активным членом общества, равнодушным, жестоким или полным сочувствия и сострадания к ближнему; будет плыть по воле волн или иметь собственное мнение и отстаивать свою позицию.
Какая огромная ответственность перед детьми, родителями, обществом!
Каким быть современному учителю? Как идти в ногу со временем и не казаться старомодным собственным ученикам? Чему и как учить подрастающее поколение? Как не сломать нежный и хрупкий росток любознательности? Как привить детям интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими? Каким должно быть современное образование?
Вечные вопросы, стоящие перед любым учителем и передо мной.
Размышляя над этими вопросами и пытаясь найти ответ на них из своего педагогического опыта, вдруг чётко осознала: главное – любить свою страну, любить детей, профессию, приносить пользу обществу, воспитывая энергичного, ищущего, самодостаточного, творческого человека, с активной жизненной позицией, способного к саморазвитию и освоению сложных технологий.
Для достижения этой цели учитель должен в совершенстве владеть своим предметом, постоянно заниматься самообразованием, самосовершенствованием: «Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным» (А.Дистервег).
Учитель на уроке – не источник информации, а равноправный соучастник учебного процесса. На уроке руководствуюсь принципом: «С детьми и для детей». Для реализации этого принципа при построении методической структуры занятий учитываю особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности профиля класса в целом и каждого учащегося в частности. Они такие разные – мои ученики гуманитарного, физико-математического, естественнонаучного профилей… Значит, и требования к уровню усвоения математических знаний и методика преподавания должны отличаться. Такой подход позволяет осуществлять гармоничное сочетание учебной и творческой деятельности, разнообразить жизнь школьника, вызывать интерес к познавательному общению, удовлетворять потребность в интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сферах. При этом очень важной составляющей успеха урока является позитивная атмосфера и благоприятный микроклимат. Мне доставляет особое удовольствие на уроках диалоговая форма общения с учащимися, во время которой каждый высказывает и отстаивает своё мнение. Сама природа такого общения определяет её демократичность: «В спорах нет ни высших, ни низших, ни званий, ни имён: важна лишь одна истина, перед которой равны все» (Р. Роллан). В такие моменты очень важно создать обстановку, в которой каждый ученик не только не стесняется высказать своё мнение, но и стремится его отстаивать. Это помогает ему в дальнейшем реализовать себя как самодостаточную личность.
Необходимо научить подрастающего человека расширять свой кругозор, формировать и развивать интеллект, воспитывать чувства, управлять своими эмоциями, не пасовать перед трудностями, а прикладывать волевые усилия для их преодоления. А ещё нужно научить любить, думать, понимать и ценить красоту не только внешнюю, но и внутреннюю, в том числе красоту мысли, логики и знания.
Мою педагогическую деятельность можно выразить словами: Сотрудничество, Соучастие, Содружество, Сопереживание. А одной из основных целей моей педагогики является воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, любви и радости. Именно поэтому в своей работе я иду от интересов детей, их способностей, желания творить и активно участвовать в любой деятельности, созидать, быть востребованным и успешным.
Чтобы понять подростка, необходимо знать, чем он живет, что ему интересно, кто его кумиры. А значит, нужно не только завоевать их доверие, дружбу, расположение, желание общаться, но и доверять им, уважать в них Личность. Учитель должен быть строгим, требовательным, справедливым, не заменять любовь к детям «сюсюканьем» и панибратством, воспитывать в детях любовь к родным и близким людям, к своей малой Родине, формировать стремление служить своему Отечеству. Поэтому для своих детей я стараюсь быть не просто учителем математики, а Учителем в полном смысле этого слова.
Суть моей педагогической философии лучше всего выразить словами великого русского писателя Льва Николаевича Толстого: «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным». Я уверена, что могла бы стать успешной в какой-то другой профессии, может, получала бы больше денег, но моральное удовлетворение, общественное признание я могу получить, только работая учителем. И я счастлива, что выбрала эту нелегкую, но такую нужную профессию.