Почти 200 лет
словам, которые сказал великий русский поэт, обращаясь к «сеятелям знанья на
ниву народную». Сменились поколения, не раз сменился общественный строй. Но эти
слова всегда были актуальны и в Российской империи, и в Советском Союзе, и в
постперестроечной неразберихе, остаются актуальными они и сейчас.
Во многом именно
от учителя зависит, каким вырастет человек: будущий гражданин, родитель и
созидатель… Будет ли он пассивным наблюдателем или активным членом общества,
равнодушным, жестоким или полным сочувствия и сострадания к ближнему; будет
плыть по воле волн или иметь собственное мнение и отстаивать свою позицию.
Какая огромная
ответственность перед детьми, родителями, обществом!
Каким быть
современному учителю? Как идти в ногу со временем и не казаться старомодным собственным
ученикам? Чему и как учить подрастающее поколение? Как не сломать нежный и
хрупкий росток любознательности? Как привить детям интерес к самостоятельному
поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими? Каким должно быть
современное образование?
Вечные вопросы,
стоящие перед любым учителем и передо мной.
Размышляя
надэтими вопросами и пытаясь найти
ответ на них из своего педагогического опыта, вдруг чётко осознала: главное –
любить свою страну, любить детей, профессию, приносить пользу обществу,
воспитывая энергичного, ищущего, самодостаточного, творческого человека, с
активной жизненной позицией, способного к саморазвитию и освоению сложных
технологий.
Для достижения
этой цели учитель должен в совершенстве владеть своим предметом, постоянно заниматься
самообразованием, самосовершенствованием: «Как никто не может дать другому
того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать
других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным»
(А.Дистервег).
Учитель на уроке
– не источникинформации, а равноправный
соучастник учебного процесса. На уроке руководствуюсь принципом: «С детьми и
для детей». Для реализации этого принципа при построении методической структуры
занятий учитываю особенности своего характера и темперамента, уровень
подготовленности и специфические особенности профиля класса в целом и каждого
учащегося в частности. Они такие разные – мои ученики гуманитарного, физико-математического,
естественнонаучного профилей… Значит, и требования к уровню усвоения
математических знаний и методика преподавания должны отличаться. Такой
подходпозволяет осуществлять
гармоничное сочетание учебной и творческой деятельности, разнообразить жизнь
школьника, вызывать интерес к познавательному общению, удовлетворять
потребность в интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сферах. При
этом очень важной составляющей успеха урока является позитивная атмосфера и благоприятный
микроклимат. Мне доставляет особое удовольствие на уроках диалоговая форма
общения с учащимися, во время которой каждый высказывает и отстаивает своё
мнение. Сама природа такого общения определяет её демократичность: «В спорах
нет ни высших, ни низших, ни званий, ни имён: важна лишь одна истина, перед
которой равны все» (Р. Роллан). В такие моменты очень важно создать обстановку,
в которой каждый ученик не только не стесняется высказать своё мнение, но и
стремится его отстаивать. Это помогает ему в дальнейшем реализовать себя как
самодостаточную личность.
Необходимо
научить подрастающего человека расширять свой кругозор, формировать и развивать
интеллект, воспитывать чувства, управлять своими эмоциями, не пасовать перед
трудностями, а прикладывать волевые усилия для их преодоления. А ещё нужно
научить любить, думать, понимать и ценить красоту не только внешнюю, но и
внутреннюю, в том числе красоту мысли, логики и знания.
Мою педагогическую
деятельность можно выразить словами: Сотрудничество, Соучастие, Содружество, Сопереживание.
А одной из основных целей моей педагогики
является воспитание учащихся в атмосфере
добра, творчества, любви и радости. Именно поэтому в своей работе я иду от
интересов детей, их способностей, желания творить и активно участвовать в любой
деятельности, созидать, быть востребованным и успешным.
Чтобы понять
подростка, необходимо знать, чем он живет, что ему интересно, кто его кумиры. А
значит, нужно не только завоевать их доверие, дружбу, расположение, желание
общаться, но и доверять им, уважать в них Личность. Учитель должен быть
строгим, требовательным, справедливым, не заменять любовь к детям «сюсюканьем»
и панибратством, воспитывать в детях любовь к родным и близким людям, к своей малой Родине, формировать стремление
служить своему Отечеству. Поэтому для своих детей я стараюсь быть не просто
учителем математики, а Учителем в полном смысле этого слова.
Суть моей
педагогической философии лучше всего выразить словами великого русского
писателя Льва Николаевича Толстого: «Не
тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть
внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным».
Я уверена, что могла бы стать успешной в какой-то другой профессии, может,
получала бы больше денег, но моральное удовлетворение, общественное признание я
могу получить, только работая учителем. И я счастлива, что выбрала эту
нелегкую, но такую нужную профессию.