Суббота, 13.08.2022, 12:18Приветствую Вас Гость | RSS
"Математику уж затем учить следует..."

Меню сайта
Реклама

Интернет каталог WECA
Белый каталог сайтов AddsSites
Агентство студенческих работ «Знание+». Дипломы, курсовые, контрольные, чертежи на заказ. Каталог готовых работ.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Региональный этап "Учитель года 2012"


Звезда

Алтая

Республиканская массовая газета

Штрихи к портрету

26 апреля 2012 года/ четверг/

№№92-95

http://www.onlinegazeta.info/respublika_altay/respublika_altay_zvezda_altaya_online.htm

Елена Прибытько

Любовь Сергеевна Первутинская:

«Если быть, то быть лучше».

Истинное призвание каждого состоит только в одном –

прийти к самому себе,

найти собственную, а не любимую судьбу и отдаться ей внутренне,

безраздельно и непоколебимо.
Герман Гессе.

Смысл своей педагогической деятельности учитель математики Республиканского классического лицея Любовь Сергеевна Первутинская видит в развитии интереса обучающихся к математике, в их глубоких и прочных знаниях, в успешном поступлении своих выпускников в ВУЗы. Но Любовь Сергеевна  не только передает знания, она учит ребят самостоятельно добывать эти знания, помогает ученикам раскрыть свои способности через участие в различных конкурсах, олимпиадах. Ее ученики становятся победителями и призерами конкурсов различного уровня. Прививая дух состязательности ребятам, педагог  не может сама не участвовать в конкурсах профессионального мастерства.

Неслучайно Л.С. Первутинская достойно прошла региональный этап конкурса «Учитель года Республики Алтай – 2012» и стала победителем. Позади испытания на прочность характера, на умение владеть аудиторией, позади тревоги и волнения.

- Любовь Сергеевна, расскажите немного о себе: где родились и выросли, кто ваши родители?

- Я родилась 8 апреля 1966 года в  Алтайском крае в Змеиногорске. Так получилось, что родителям пришлось переехать в Казахстан. Мы жили в Восточно-Казахстанской области на Рудном Алтае. Рудный Алтай получил свое название за исключительные богатства рудами цветных и редких металлов. Отец Сергей Михайлович в то время работал в геологоразведочной партии, и я мечтала пойти по его стопам. Меня влекла романтика профессии геолога, казалось, что главное в работе геолога – ходить по горам, стучать молоточком, сидеть около костра с гитарой в руках и петь песни.

Мама Раиса Александровна – замечательный человек и очень мудрая женщина. Мы рано остались без отца, и мама одна вырастила нас, четверых детей. Трудно представить, сколько ей потребовалось сил, терпения, выдержки, такта. Она всегда позволяла нам, своим детям, иметь свое мнение, не давила на меня с выбором профессии, предоставила самостоятельность в выборе жизненного пути. Когда я вышла замуж, мама никогда не вмешивалась в семейную жизнь. Если и давала совет, то мягко, ненавязчиво.

- Кто повлиял на ваш выбор стать педагогом?

- Мне очень повезло с первой учительницей Надеждой Васильевной: красивая, доброжелательная, с ласковым взглядом, с солнечными, как мне тогда казалось, волосами. Она всех нас, «первоклашек», влюбила в себя, мы ходили за ней по пятам, ловили каждое её слово и все хотели стать учителями. На моем пути встретилось много прекрасных педагогов, и один из них Зайлундинов Геннадий Зайлундинович – учитель математики, умный, деликатный человек, который смог настолько заинтересовать меня изучением своего предмета, что окончив школу, я уже не сомневалась, что свяжу свою жизнь с математикой. Так я поступила на математический факультет Барнаульского государственного педагогического института. Свой педагогический путь начала в Новоалейской средней школе Третьяковского района Алтайского края. Потом была Староалейская школа №2. В Третьяковском районе живут замечательные люди, я очень благодарна учителям, от которых переняла большой опыт.

- Как вы оказались в Горно-Алтайске? Можете ли вы сказать, что Горный Алтай стал для вас родным?

- Республику Алтай я впервые посетила, когда после окончания ВУЗа работала в Новоалейской средней школе Третьяковского района Алтайского края. В январе 1989 года с группой старшеклассников я ездила в Горный Алтай по туристической путевке. Зимой на лыжах мы дошли до Каракольских озер. На всю жизнь запомнились высокие скалистые горы, деревья с большими снежными шапками, чистый морозный воздух, сверкающий на солнце снег, замерзшие реки и озера. Мы провели здесь незабываемые дни, от которых остались самые яркие воспоминания. Даже сейчас, встречаясь с моими первыми выпускниками, часто вспоминаем наше незабываемое  путешествие в горы. Прошло время, и я вновь вернулась сюда, но уже, надеюсь, надолго. Моя семья переехала в Республику Алтай в 2005 году.

- На новом месте вы продолжили педагогическую деятельность?

- По приезду сюда сразу устроилась в  Республиканский Классический лицей. Это инновационное общеобразовательное заведение, в котором царит особый дух творчества, энтузиазма, содружества, новаторства. В 2011 году моя дочь поступила в РКЛ и сразу отметила, что учителя и учащиеся лицея живут одной дружной семьей, что она попала в атмосферу доброжелательности, взаимного доверия и уважения. Меньше всего хотелось бы, чтобы мои слова выглядели лестью, но я бы не стала тем, кто я есть, если бы не педагогический коллектив, в котором я работаю, не директор лицея Картополова Ирина Владимировна.

- Как вы попали на конкурс «Учитель года», долго готовились?

- Администрация РКЛ выбирала учителей, которые могли бы участвовать в конкурсе, и остановила свой выбор на мне. Я сначала не соглашалась, понимая, какая это большая ответственность. Даже не думала о том, что это почетно и престижно, больше волновало, что мне представилась честь представлять лицей и поэтому нельзя ударить в грязь лицом. Однако мысли, что не справлюсь – не было. Решилась на участие я довольно поздно, поэтому пришлось в короткие сроки собирать все документы, обобщать накопленный опыт. Работа была проделана огромная, но мне было интересно, появился азарт, собралась с силами и вперед - в бой!

Конкурс «Учитель года РА -2012» - сложное испытание, которое проходило в несколько этапов. На "Визитной карточке" мы, участники конкурса, рассказывали о себе, демонстрировали инновационные идеи своей профессиональной деятельности, на "Методическом объединении" представляли свой профессиональный опыт. Этапы "Учебное занятие" и "Разговор с учащимися" проходили в лицее №6. Кстати, хотелось бы выразить благодарность учителям и учащимся лицея за доброжелательность и понимание.

- Как для вас прошли испытательные моменты: на одном дыхании или все же были сложности?

- Если говорить откровенно, на первых двух этапах, когда мне пришлось презентовать себя и свой педагогический опыт, было немного трудно. Были нестыковки, порой от волнения дрожали руки, почувствовала я себя в «своей тарелке» лишь  на мастер-классе. Анализируя свой открытый урок, понимала, что сделала не все, что планировала. Ведь когда работаешь с незнакомыми детьми, порой натыкаешься на непонимание отдельных моментов. Не знаешь уровень подготовки детей, последовательность изучения тем. Я увлеклась разбором различных методов решения неравенств и уравнений, которые были необходимы при изучении новой темы и, к сожалению, не успела дойти до рефлексии - этапа, на котором учащиеся сами оценивают полученные знания и результаты своей работы, отмечают его интересные моменты. Возможно, как раз то, что я не стала торопить события и комкать внутреннюю часть урока, и стало одним из плюсиков, ведущих меня к победе.

- Ожидали ли вы, что станете победителем конкурса «Учитель года РА 2012»?

- Сказать, что я совсем не думала о победе – покривить душой, но я старалась прятать эти мысли глубже. Я понимала, что если и проиграю, то останется опыт и я смогу делиться этим опытом с учителями лицея, которые впоследствии станут участниками конкурса «Учитель года». Несмотря на то, что я заняла первое место, я проанализировала свои ошибки. Все равно же внутренне сам себя контролируешь и понимаешь: здесь можно сделать лучше, а здесь я бы сделала по-другому. Для меня конкурс стал  не столько соревнованием, сколько возможностью работать над собой, над своим профессиональным мастерством.

- Трудно ли заинтересовать детей математикой?

- С одной стороны математика - это царица наук, с другой – служанка. Математика призвана разрабатывать основу для развития других наук. Смежные науки математики: физика, информатика, химия и др. пользуются математическими методами изучения различных процессов. Я постоянно говорю об этом детям. Конечно, мы должны понимать, что не каждому ребенку под силу изучить  математику даже на базовом уровне, но нужно детей каким-то образом заинтересовать. Во-первых, ЕГЭ по математике является обязательным. Это один из наиболее сложных экзаменов, а значит, необходимо серьёзно относится к изучению математике и к подготовке к этому экзамену. Во-вторых, на многих факультетах ВУЗов, в том числе и на юридическом, факультете психологии, социологии, изучается математика. В-третьих, бывает, что ученики задают вопрос: а зачем нам изучение той или иной темы, если ее нет в итоговых экзаменах? На что я привожу слова нашего великого соотечественника М.В. Ломоносова: «Математику уж затем учить следует, что она ум в порядок приводит». Кстати, в моем кабинете именно эти слова висят над доской, как напоминание ребятам о том, что занятия математикой развивают логику, пространственное мышление, а также приучают к организованности, собранности, порядку.

- Результаты ЕГЭ нескольких последних лет показали, что у выпускников школ недостаточно прочные знания по математике. На каком этапе обучения искать пробел знаний?

- Не секрет, что при подготовке к экзаменам учителям математики приходится с учащимися отрабатывать вычислительные навыки, которые закладываются в младших и средних классах. Специфика изучения математики такова, что вычислительные навыки дети получают в начальной школе, затем в 5-6 классе, а в 7 классе начинается  алгебра – это раздел математики, который изучает выражения с переменной, уравнения, неравенства. Тут уже намного меньше вычислений. К примеру, ученик приходит после экзамена – все формулы он вспомнил правильно, алгоритм применил, но когда начинаем разбирать решение, вдруг «выплывает» банальная вычислительная ошибка. Обидно, когда при достаточно больших знаниях, креативности мышления, дети совершают арифметическую ошибку.

Учителя на уроке уменьшают время для отработки вычислительных умений, виной тому сокращение часов математики в учебном плане, притом, что объем материала остается прежним. К тому же, дети, где надо и не надо пользуются калькуляторами, тем самым теряя свои навыки.

- Отличаются ли дети разных поколений, и как с ними найти общий язык?

- Существует мнение, что современные дети не знают многого из того, что знали в свое время их родители. Но никто не будет отрицать, что современные мальчишки и девчонки быстро схватывают информацию, умело пользуются ею, могут обсуждать порой очень серьёзные темы, легко умеют обращаться с техникой. Сегодня даже трехлетний ребенок может войти в Интернет, играть в онлайн-игры. А как находить с ними общий язык? Все просто - жить их интересами и стараться понимать каждого. Взрослому будет легче понять ребенка, если он вспомнит себя в этом же возрасте. Не нужно закрываться от ребенка и не надо быть вещателем, информационным мастодонтом, и всем своим видом показывать «Я знаю такое, чего вы не знаете». Лучше действовать наоборот, давая понять: все, что мы хотим с вами сегодня на уроке узнать — это сведения, которые абсолютно доступны. Нужно только научиться методам извлечения информации, чем человек занимается почти всю жизнь. Детей надо в себя просто влюбить, прийти, улыбнуться, посмотреть. Настрой должен быть всегда положительный.

- Что для вас главное в жизни – работа или семья?

- У меня замечательная семья - сын Дмитрий, дочь Ольга и муж Евгений Николаевич – подполковник полиции. Часто ловлю себя на мысли, что полностью отдаю себя работе. Мне даже сын говорит, что я настоящий «трудоголик». Но я стараюсь совместить работу и семью, чтобы ни дети, ни муж не чувствовали себя брошенными, всегда выслушаю, помогу, дам совет. Мы часто совершаем совместные поездки по Республике Алтай, с дочерью совершаем походы в горы, да и просто прогуляться по городу или сходить в кино – всегда в радость.

- В напряженном графике работы вы все же находите время для занятий по душе?

- В первые годы работы в школе, когда времени хватало на все, очень увлекалась чтением книг. В нашей домашней библиотеке собрано много интересных произведений отечественных и зарубежных писателей, энциклопедий, научно-популярной литературы. Сейчас читаю реже, но если взяла интересную книгу в руки, то переключиться на другую деятельность могу только в том случае, если дочитаю её до конца.

С удовольствием занимаюсь разведением комнатных растений, дома - настоящая оранжерея: финиковая пальма, пальма Ливистона, хамедорея, драцена, маранта, монстера, несколко видов бегоний, большое количество фиалок, фикус каучуконосный, фикус Бенджамина и др. Многие растения стали замечательным украшением кабинета математики.

Очень нравится фотографировать природу, мы живем  в Горном Алтае, который славится своей природой, грех этим не пользоваться. В фотоколлекции довольно много снимков, стараюсь поймать интересные и необычные моменты.

- Ваша жизненная позиция или девиз?

- Если быть – то быть лучше! Глядя в прошлое, понимаю: с этим девизом живу с начальных классов - в любой деятельности, любом начинании, работе, я стараюсь сделать все на «отлично».

 

Поиск
Календарь
«  Август 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Рейтинг MAIL.RU

Рейтинг@Mail.ru

Друзья сайта
  • Одноклассники
  • Сообщество uCoz
  • MAIL.RU
  • Вконтакте
  • ---->